ПО СТРАНИЦАМ «ВОРОНЦОВСКИХ ЧТЕНИЙ»

 

 

5 сентября 1915 года в посёлке  Камешково родился Михаил Васильевич Воронцов, учитель по образованию, журналист  и краевед. В 1968 году он стал редактором районной газеты «Знамя». Член Союза журналистов СССР. С 1975 года создавал музей истории и трудовой славы фабрики им.Я.М.Свердлова. Под его редакцией вышла книга о владимирских рожечниках. В 1984 году выпустил первую краеведческую книгу «Живая нить».В 2004 году в Камешковской центральной районной библиотеке прошли первые  историко-краеведческие чтения, посвящённые памяти М.В.Воронцова, которые в дальнейшем  стали ежегодными. 

“По страницам Воронцовских чтений” 

составитель: отдел обслуживания центральной районной библиотеки

Дорофеева З.А., краевед

«В названьях улиц имена, что сердцу дороги навеки

РОДИМЫЙ город!… Как мне все знакомо на нешироких улицах твоих!

Улица… Всем нам с детства знакомо слово. Наши дома образуют улицы. Улицы вместе  с площадями, скверами, парками, дорогами составляют город. Наш город. Наш потому, что мы здесь родились, выросли, живем.

Как населенный пункт Камешково существует с 1892 года.  Начало городу дала прядильно-ткацкая фабрика, основанная купцами Дербеневыми. В 1940 году был образован самостоятельный Камешковский район. Его центром стал рабочий поселок Камешково. Указом Президиума Верховного Совета  РСФСР от 12 июня 1951 года рабочий поселок получил статус города.

Население города составляет 13, 1 тыс. человек (по переписи 2010 года). В городе 62 улицы. Среди них  улицы, история которых начиналась в начале ХХ века, и совсем молодые. Город и его улицы не живут без людей. Пройдитесь по улицам, и вы найдете десятки имен, которыми гордится наш город , наша Родина.  9 улиц названы именами земляков, которые здесь жили  и оставили свой яркий след. Четыре улицы носят имена революционеров: П. К. Абрамова, П. О.  Долбилкина, А. Е. Коруновой, В.Ф. Цыганова.

Две улицы названы  именами участников  Великой Отечественной Войны.

Улица Дорофеичева (бывший Милицейский переулок) названа в 1987 г.  в честь  героя Сталинградской  битвы, воспитанника Камешковской комсомолии. Анатолий Михайлович работал помощником  мастера ткацкого цеха, был одним из самых активных  комсомольцев фабрики. Участвовал в войне с белофиннами, освобождал Западную Украину и  Западную Белоруссию. В годы Великой Отечественной войны командовал батальоном морских пехотинцев. Затем батальон перебросили в самую горячую точку на Юго-Западном фронте. За мужество и героизм был награжден орденами Боевого Красного Знамени и Красной Звезды.

Всего несколько дней не дожил отважный командир до полного разгрома фашистов на берегу Волги. Вражеская пуля оборвала его жизнь 3 декабря 1942 года. Прах  А.М. Дорофеичева лежит в братской могиле  у подножия монумента «Родина- мать»- памятника- ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане в г. Волгограде.

Имя  А.М. Дорофеичева увековечено в списках  захороненных здесь защитников Сталинграда. Увековечено его имя  и в названии одной из улиц нашего города. На здании установлена мемориальная доска. Доска по ул. Дорофеичева восстановлена в мае 2010 года на здании РОВД.

Улица Ермолаева названа именем участника Великой отечественной войны в 1985 году.

Анатолий Григорьевич- воспитанник Камешковского комсомола, предвоенные годы работал  директором фабрики. В 1942 году был призван в ряды защитников Родины. 15 августа 1944 года  при освобождении Польши пал смертью храбрых.  За боевые заслуги  награжден Орденом  Великой Отечественной войны второй степени и посмертно Орденом Великой Отечественной войны первой степени. На доме № 1 улицы установлена  мемориальная доска в честь  героя земляка.

Улица Пугина названа в честь  воина- интернационалиста . Александр Вячеславович родился в  1962 году. Погиб в звании гвардии- сержанта  21 апреля 1982 года при исполнении интернационального долга в Афганистане. Награжден Орденами Красной Звезды, медалями.

В 1989 году  бывшая улица Жданова  была переименована в улицу Пугина. 29 ноября 1998 года по инициативе комитета солдатских матерей на доме  по ул. Смурова, 7 , где жил Пугин А.В.,  установлена мемориальная доска «Пугин Александр Вячеславович погиб при исполнении интернационального долга».

Улица Смурова названа  именем ветерана  Великой Отечественной войны, более 30 лет возглавлявшего в нашем районе  сначала фабрику имени Володарского, а затем фабрику имени Свердлова в г. Камешково. Его труд был отмечен государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, Знаком почета. В 1986 году  в связи с  35-летием образования города Камешково за большой вклад в дело экономического  и социального развития, активное участие в  общественной жизни города  и в знак  общественного признания  долголетнего и плодотворного труда  Николаю Васильевичу Смурову  было присвоено звание «Почетный гражданин города Камешково». Камешковцы свято чтут память  о замечательно человеке, руководителе, гражданине.

В 1998 году улица спортивная была переименована в улицу Смурова.

14 января 2004 года на административном здании фабрики был открыт мемориальным памятный  знак.

Самая молодая улица нашего города- улица Французова. Имя всемирно известного художника- графика было присвоено улице  решением городского Совета народных депутатов от 02.03.2001 года. Наш именитый земляк достиг небывалых высот  в искусстве офорта. В 1984 г. Б.Ф. Французову было присвоено звание « Заслуженный художник РСФСР». Его работы представлены  в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Владимиро-суздальском музее заповеднике, других художественных галереях России и зарубежных собраниях.

В 1994 году при Владимирском фонде культуры был создан фонд имени Б.Ф. Французова. 1994 год стал началом традиции отмечать Дни памяти Французова. В историко – краеведческом музее  города открыта экспозиция «Его присутствие на земле».

Жители города  гордятся знаменитыми земляками.

Епишин Ю.А., научный сотрудник  муниципального учреждения культуры»Камешковский районный историко- краеведческий музей

«Два способа построения Камешковской книги памяти»

Существует вертикальный (алфавитный)и горизонтальный (хронологический) способы построения Камешковской Книги Памяти.

Изданная в 1994-1995 годах Владимирская Книга Памяти(17 районов,8 томов и дополнительный том)рассчитан на алфавитное(виртуальное) прочтение. Оно способно потрясти человека до глубины души, что связано с узнаванием имен и судеб своих родных и близких.

Недостаток такого способа построения Книг памяти заключается в разрыве хроники событий, так что на одной и той же странице читатель встречает фамилия воинов погибших в различные годы, месяцы и дни Отечественной войны.

Горизонтальный(хронологический) способ построения Книг Памяти опирается на на выборочный метод и вторичную группировку фамилий и имен погибших и пропавших без вести воинов. Группировки могут осуществляться по различным( населенные пункты, воинские звания, награждения и т.д) признакам и быть частичными или полными. Полная вторичная группировка Книг Памяти означает ее построение в соответствии с хроникой событий Отечественной войны. Так возникает летопись или хроника событий и судеб воинов в Отечественной войне.

Именно второй способ построения Книг Памяти(по фабуле  как сочетанию событий(приводит судьбы погибших и пропавших без вести воинов в сравнительно-сопоставительный вид. На этой основе возникают различного вида обобщения и синтез данных.

Оба способа построения Камешковской Книги Памяти (по муниципальным образованиям) взаимно дополняют друг друга  и превращают изложение событий и судеб погибших и пропавших без вести воинов в единое драматическое и эпическое целое.

При работе со вторичными группировками книг Памяти возникает вопрос о достоверности данных, о допущенных рабочими коллективами промахах и погрешностях. Погрешности и промахи можно разделить на два вида: непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренные погрешности и промахи возникают по многим причинам: за счет оговорок, описок, искажений, неразборчивости текста, незнания и т.д. Такие погрешности поддаются исправлению, так как при их большом числе они взаимно погашают друг друга  и могут быть исправлены с помощью других источников(карты, данные географии, лингвистики и т.д.

Гораздо сложнее обстоит дело с преднамеренными погрешностями и промахами, которые вовсе не поддаются исправлению или же поддаются с большим трудом.

Название погрешности и промахи необходимо рассматривать через систему трех единств- действия, времени и места, являющейся краеугольным камнем и ключом к дешифровке и составлению на основе различных данных ( фонды «Мемориал», «Подвиг народа», данные Камешковского РВК) справок о погибших и пропавших без вести воинов 6 муниципальных образований г.Камешково и Камешковского района.

Корнилова Г.В., библиограф  муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» Камешковского  района

«Артист кино Вадим Грачев»

С Камешковским краем связано немало имен деятелей отечественной  культуры – композиторов, художников, писателей, поэтов. В этом ряду не затерялось имя актера театра и кино Вадима Викторовича Грачева.

Вадим Грачев родился 15 января 1932 года в городе Нерехта Костромской области. Его отец, Виктор Дмитриевич, был директором педагогического училища, а мама, Нина Петровна – учительницей. В годы Великой Отечественной войны Вадим жил в нашем городе и учился в школе №3.

В 1950 году  поступил на историко-международный факультет Московского государственного института международных отношений, но, проучившись там два года, забрал документы и стал студентом актерского факультета Театрального училища имени Щукина на курсе Веры Константиновны Львовой. Однокурсниками Грачева были Лев Борисов, Нина Дорошина, Инна Ульянова, Александр Ширвиндт.

Обучаясь на третьем курсе, Вадим Грачев сыграл одну из центральных ролей в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» (1954), рассказывающем о непростых отношениях между  старшеклассниками. Вслед за этим сразу последовала главная роль в приключенческой ленте Александра Разумного «Случай с ефрейтором Кочетковым»  (1955).

После окончания института в 1956 году В. Грачев был приглашен в труппу Театра-студии киноактера, где работал до 1993 года и на сцене которого сыграл в нескольких спектаклях. Также актер много и успешно работал на дубляже.

В дальнейшем Вадим Викторович снимался в небольших ролях и эпизодах, создавая образы милиционеров, руководящих работников, военных. Среди лучших работ актера: лейтенант Касьянов («Ночной патруль», 1957г.), Андрей («Слепой музыкант», 1960 г.), Виктор Бодров («Венский лес», 1962 г.), фон Дуст («Дни Турбиных», 1976 г.), Николай Ильич («Странная женщина», 1977 г.), одессит Аркадий («Не будите спящую собаку»,  1991 г.).  Зрители могли также запомнить его по фильмам «Сказка о потерянном времени», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Освобождение» и других. Всего фильмография Вадима Грачева насчитывает более 40 ролей и более 10 фильмов, в которых он дублировал других актеров («Банзай», «Большое приключение Зорро», «Лаутары» и другие).

В жизни Вадим Грачев был довольно замкнутым человеком.  Среди его немногочисленных друзей были, в основном, люди старшего поколения. Самые близкие – актеры Олег Голубицкий и Николай Бармин. Все трое были заядлыми рыболовами, в свободное от работы время часто вместе ездили на рыбалку.

Вадим Викторович был дважды женат. Первая его супруга работала художником-мультипликатором на телевидении, у них родилась дочь Виктория. Со второй женой, Татьяной Павловной, Грачев прожил вместе последние 20 лет своей жизни. Их дочь Ирина пишет стихи, рассказы, рецензии на спектакли.

Скончался Вадим Грачев 31 июля 1994 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Кудряшова С.Б., директор муниципального учреждения культуры

«Камешковский районный историко- краеведческий музей»

 

«Диссиденты»

Инакомыслие в СССР уже осознано миром как важное явление внутренней жизни страны, влияющее и на международные отношения. Между тем  представление о его характере и масштабах довольно смутное. На Западе лишь немногие специалисты имеют такое представление, а в СССР, думаю, его могли выработать лишь в соответствующих отделах КГБ, т.к. никто  иной не имел  возможности для изучения этой темы. Да и в современной России о диссидентах пишут очень мало.

Литературы, посвященной проблемам диссидентства, очень мало. Вся она была предоставлена центром «Мемориал», который занимается реабилитацией репрессированных. Самое подробное и обстоятельное исследование – «История инакомыслия в СССР» – написано Людмилой Алексеевой, участницей правозащитного движения. При написании этой книги она опиралась на личные впечатления и информационные издания Самиздата, изложив материал  о национальных, религиозных и гражданских движениях.

Самые важные  сведения  о правозащитном движении содержатся в  «Хронике текущих событий» (ХТС), издававшейся в 60-80-ые гг. участниками правозащитного движения.

Диссиденство (от лат.dissiidens – несогласный, противоречащий, вероотступник; термин в употреблении с 17 в.) – движение радикальной оппозиции  в СССР  в 50 – 80гг., ориентированное на либерально-демократические преобразования в социальной и культурной жизни            Оно было следствием жизни Советского государства: усиления административных методов управления государством, прекращения попыток демократизации общества и партии,  свёртывания критики «культа личности», поскольку дальнейшее развенчание Сталина подрывало устои существовавшей системы. В обществе  наметилось существование  и противоборство двух направлений: официального и демократического.

Начало диссидентскому движению  было положено в 1965г. арестом А.Синявского и  Ю.Даниэля. Именно с этого времени власти начинают целенаправленную  борьбу с диссидентством,  вызывая тем самым рост этого движения. С этого времени начинается создание широкой по географии  и представительной по составу участников сети подпольных кружков, ставивших своей задачей изменение существующих политических порядков.  Движение объединяло людей различных политических взглядов (от марксистов до монархистов), но все они основой своего движения полагали правозащитную деятельность.

В середине 60-х гг. диссидентов (они называли себя правозащитниками, а власти их – «отщепенцами») было всего несколько сотен интеллигентов, а в 70-х гг.- уже несколько тысяч человек (среди них были академик А. Сахаров, писатель А.Солженицин, генерал П. Григоренко и др.). Они открыто высказывали свои убеждения, противоречащие принятой в стране доктрине, выдвигали требования демократизации общественной жизни, создания открытого общества и радикальной экономической реформы, защищали несправедливо осужденных и  преследуемых крымских татар, немцев и евреев, гонимых за верование  православных и католиков, баптистов и пятидесятников, притесняемых начальством рабочих, добивались политической амнистии и смертной казни.

Диссиденты собирали и распространяли посредством самиздата неофициальную информацию, готовили «открытые письма» в защиту незаконно осужденных. Среди авторов и «подписантов» писем  были Л. Чуковская, Л. Копелев, Р. Орлова, Л. Богораз, В. Войнович и др. Диссиденты устраивали демонстрации, из-за которых международную известность получили прошедшие на Пушкинской площади с требованием защиты конституционных прав (5 декабря 1965 г.) и на Красной площади после введения советских войск в Чехословакию (1968 г.). Они присутствовали на судах над правозащитниками (в Омске над м. Джемилевым, в Вильнюсе над С. Ковалевым, В Калуге над А. Гинзбургом, в  Москве над А. Щаранским), оказывали моральную поддержку гонимым.

Сами участники движения  были первыми, кто предложил периодизацию движения, в котором они видели четыре  основных этапах.

Первый этап (1965-1972) можно назвать периодом становления. Эти годы ознаменовались: «кампанией писем»  в защиту прав человека  в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности;  организацией первых фондов  материальных фондов материальной помощи политзаключенным; общественным протестом против ресталинизации общества;  аппелированием не только к властям , но и к мировой общественности; созданием первых программных документов  ( работа А.Д.Сахарова «Размышления  о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» ); началом выхода в свет «Хроники текущих событий»;  созданием 28 мая 1969 г.  первой в стране общественной  ассоциации  –  Инициативной группы защиты прав человека в СССР; массовым размахом движения  ( по данным КГБ  за 1967 – 1971гг. выявлено 3096 «группировок политически вредного характера», профилактировано 13602 человека, входивших в их состав.

Второй этап (1973-1974) обычно характеризуют  как период кризиса движения. Это состояние связывают с арестом, следствием и судом над П.Якиром и В.Красиным, в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Умани, Киеве и других городах.

Третий этап (1974-1975)  принято считать периодом широкого международного признания диссидентского движения.  На этот период приходятся  создание советского отделения  международной организации «Amnisty International»;  депортация из страны А.Солженицына.

      Четвертый этап (1976-1981)  называют хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР  во главе с Ю.Орловым (Московская Хельсинкская группа  –  МХГ). Главное содержание своей деятельности  группа видела в сборе и анализе  доступных ей материалов о нарушении гуманитарных  статей Хельсинкских соглашений  и информировании о них правительств стран-участниц. Ее работа болезненно воспринималась властями не только потому, что способствовало росту правозащитного движения, но  и из-за того, что после Хельсинкского совещания расправиться прежними методами с диссидентами становилось намного сложнее. Важным было и то, что МХГ установила связи с религиозными и национальными движениями, прежде не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976-1977г. на базе национальных движений были созданы Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская Хельсинкская группы.

Город Камешково также связан с движением диссидентов. Здесь жил и работал Виктор Александрович Некипелов –  врач – фармацевт, поэт, правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, дважды политзаключенный.

Стахурлов Г.А., специалист по работе с молодежью муниципального бюджетного учреждения «Молодежный центр» г. Владимир

«Погост Веретево и священники Бережковы»

Владимирский молодежный туристический клуб «Велес» много путешествует по родной области. И вот во время одного похода через село Ряхово Камешковского района мы узнали о старой церкви, расположенной среди леса в четырех километрах от села. Так я впервые более 10 лет назад познакомился с погостом Веретево – старинным поселением, церковь которого 150 лет назад была приходом 12 деревень, также раскиданных среди глухих лесов так называемого «Дюкова бора».

Место нам очень понравилось и действительно оправдывало свое название. «Веретие» – сухая возвышенная гряда, окруженная почти со всех сторон болотами и речкой. Никаких построек сейчас там не существует, одна разрушенная церковь и остатки кладбища с порушенными памятниками и разрытыми могилами. Около церкви уцелел постамент памятника с надписью о том, что здесь покоится прах протоиерея Дмитрия Ивановича Бережкова.

И вдруг, два года назад, мне в руки попадает церковно-приходская летопись «погоста Веретево Смоленской церкви», которую вел 42 года священник этой церкви Дмитрий Бережков.

С этого момента я начал заниматься историей погоста и поиском потомков протоиерея Бережкова.

Выяснилось, что место это знаменито рождением двух братьев Харламовых: художника-академика Николая Николаевича и писателя-народника Ивана Николаевича, который в одном из своих очерков описал погост Веретево в 1860-е годы. Да и сам Дмитрий Бережков, прослуживший в этом месте 57 лет, имел очень много наград и поощрений от церковного начальства. Всю жизнь он занимался пчеловодством, и две его статьи, пропагандирующие это занятие для сельских священников и крестьян, были опубликованы в газете «Владимирские Епархиальные ведомости» в XIX веке.

Летопись, которую вел Д.И. Бережков, построена в виде журнала – общей тетради. В первой части ее выполнено описание истории создания церкви и этого места. Так мы узнаем, что первые церковные постройки и поселение при них образовались здесь еще в XVII веке, а «в погосте Веретево строение существующего ныне каменного храма на место ветхого деревянного начато весной 1782 года». В первой части очень подробно описывается строение церкви и ее убранство, отмечаются особо ценные реликвии.

Вторая часть летописи называется «повременная», и здесь священник делал записи по итогам прошедшего года. Сначала он описывает, какие изменения происходили в убранстве церкви, изменения в составе причта и церковных учителей для крестьянских детей. Затем дает краткую характеристику крестьянской жизни в приходских деревнях, отмечая урожайные и неурожайные годы. Видимо, очень ратовал священник за обучение крестьянских детей, отмечая каждый год рост числа учеников и заслуги их в учебе. Наконец, в 1886 году он добился открытия собственной церковно-приходской школы, которая просуществовала в Веретеве до 40-х годов XX века как начальная школа.

Отмечал летописец и изменения в крестьянской жизни в связи со строительством в ближайшей деревне Сергеихе ткацкой фабрики ряховскими купцами Швецовыми. С одной стороны это ухудшение здоровья молодых людей, вызванное тяжелым трудом на фабрике, но и рост богатства семей за счет фабричных заработков.

Отозвались в этом лесном краю и события, вызванные революцией 1905 года, когда как-то вечером пришли в дом священника трое бандитов (не из местных), вооруженные револьвером и ножами «экспроприировать» богатства. Но «Бог миловал» – ушли ни с чем. Но были и грабежи в церкви. Из этих записок видно, как на протяжении 40 лет менялся патриархальный уклад деревни, с появлением все новых соблазнов города, и падением морального уровня крестьян.

Протоиерей Дмитрий Бережков прожил 85 лет и скончался в 1915 году. К сожалению для меня, почти ничего священник не писал о своей семье. Лишь из короткихзаметок я узнал, что его дочь Александра сначала заступила на должность учителя при Веретевской школе, а затем в 1888 году вышла замуж за священника села Ляховицы Михаила Васильевича Виноградова, который в 1894 году был переведен священником села Волохово Александровского уезда. В 1904 году учителем школы стал сын протоиерея – Иван Дмитриевич Бережков, окончивший Владимирскую Духовную семинарию в 1898 году. С 1912 года И.Д. Бережков – священник Веретевской церкви, а после революции с 1923 года священник Веретевского православно-религиозного общества. Был арестован в 1937 году и приговорен к 10 годам. В 1989 году реабилитирован. После реабилитации никто из родственников в архив ФСБ не обращался, а на момент ареста в 1937г. семья состояла из жены Ольги Алексеевны Быстровзоровой-Бережковой 61 года и сестры Дарьи Дмитриевны 80 лет. Дальнейшие поиски показали, что, похоже, детей у Ивана Дмитриевича не было. Где-то в Киржачском районе теряются следы другой дочери протоиерея Бережкова – Ирины Дмитриевны, у которой прямых потомков тоже не осталось.

На пути поиска потомков большой семьи Д.И. Бережкова остается не исследована ветвь по линии сына Сергея Дмитриевича, который родился в 1864 году и в 1900 году был еще священником села Гавриловского Суздальского уезда. Но этот самый старший сын, видимо, не дожил до репрессий 30-х годов XX века. А значит уже и его внуков, скорее всего, нет в живых.

Был еще сын Владимир Дмитриевич Бережков, который в 1900 году был студентом Казанской духовной академии. С 1903 и в 1911 году – учитель русского языка и словесности Иоанно-Богословской семинарии в с. Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии, в 1911 году – надворный советник.

Остается добавить, что на памятнике протоиерею Д.И.Бережкову на другой грани есть надпись о псаломщике Алексее Бережкове, родившимся в 1872 году, и окончившим 2 класса Владимирской духовной семинарии.

Вот такая большая семья была у Дмитрия Ивановича Бережкова из погоста Веретево, и неужели не осталось никаких потомков?

Благодаря тому, что церковь затерялась в глухом лесу, она, скорее всего, существовала относительно нетронутой до 50-х годов XX века. Тем более, что до Великой Отечественной войны, в Веретево действовала начальная школа. Об этом свидетельствуют две публикации в ковровской газете «Рабочий клич» о семье учителей Кудряковых, работавших там. Причем Кудряков Гавриил Семенович в 1939 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Теперь я надеюсь, что, может быть, мне удастся найти потомков Кудряковых и через их семейные реликвии узнать какую-нибудь дополнительную информацию о погосте Веретево.

Совсем недавно, в ноябре 2013 года, жительница с. Ряхово Л. Цырина, 1935 года рождения, рассказала мне, что в 40-е годы они со своей учительницей Софьей Васильевной Вельской ходили на экскурсию к погосту Веретево, и школа там еще стояла.

И, наконец, в конце 1950-х годов во «Владимирских проселках», Владимира Солоухина описана еще реальная колхозно-крестьянская жизнь деревни Полушино, входившей ранее в приход Веретевской церкви .

Так небольшая историческая находка – церковно-приходская летопись XIX века позволила мне узнать много интересного об одном из уголков Владимирской области. Я надеюсь, что мои поиски продолжатся, и мне бы очень хотелось заинтересовать молодежь изучением истории своей Малой Родины.

Харитонов  С.С., научный сотрудник  муниципального учреждения культуры»Камешковский районный историко- краеведческий музей»

«Иваново – вознесенские фабриканты Дербенёвы

в должности церковных старост»

Имена фабрикантов Дербенёвых неразрывно связаны с историей Камешковского района. Благодаря их стараниям появилось градообразующее текстильное предприятие, дававшее рабочие места жителям окрестных селений, немного позднее возник посёлок Камешково, со временем преобразованный в районный центр. Однако Дербенёвы смогли проявить себя не только на предпринимательском поприще, но и в сфере церковной благотворительности. В данной статье хотелось бы рассказать о деятельности Дербенёвых в должности церковных старост храмов Владимирской губернии.

Церковный староста, согласно словарю Брокгауза и Эфрона,«поверенный прихода, избираемый при каждой приходской церкви для совместного с причтом приобретения, хранения и употребления церковных денег и всякого церковного имущества, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства». Староста избирался прихожанами на 3 года, с согласия причта, при благочинном, и утверждался в должности епархиальным архиереем. Его обязанности состояли в «приращении, тщательном сбережении и благоразумном употреблении церковного имущества». Очевидно, что в Дербенёвых, ввиду их состоятельности,   видели прежде всего не хозяйственников, а попечителей.

Первый предприниматель из рода Дербенёвых Тимофей Васильевич жил в деревне Аграфенино, состоящей в приходе села Вознесенье (ныне Савинский район Ивановской области). Таким образом, Вознесенская округа являлась малой родиной Дербенёвых, своеобразной отправной точкой в их дальнейшей жизни.  В 1890 году неподалёку от села, в деревне Тепляки, его сын Петр Тимофеевич Дербенёв построил каменную входную часовню, в самом же Вознесенье – здание земского училища. В начале прошлого века старостой храма являлся его сын Владимир Петрович (внук Тимофея Васильевича).

В селе Седиково, также относившемся к Вознесенской волости Ковровского уезда (находится на территории Лежнёвского района Ивановской области, ныне как населённый пункт не существует) в 1869 году на средства ковровского первой гильдии купца Никанора Тимофеевича Дербенёва (старшего из сыновей Тимофея Васильевича)  и княжны Анны Александровны Гундоровой построен новый каменный Казанский храм, взамен старого деревянного.

Через пятнадцать лет, в 1884 году на должность церковного старосты в этом селе был избран его сын Павел Никанорович (один из братьев Дербенёвых, основавших фабрику в нашем городе). Срок пребывания в должности составлял 3 года. В 1890 году Павел Никанорович был избран на третий срок. Текст «мирского приговора» (постановления, вынесенного прихожанами седиковского храма, а также окрестных деревень, составлявших приход) по этому случаю гласил: «Имеем честь принести нашу сердечную благодарность старосте церкви нашей, города Иваново – Вознесенска первой гильдии купцу Павлу Никаноровичу Дербенёву за его отличное старание о Божьем храме нашего прихода: о его внутреннем украшении великолепной живописью, о построении изящной каменной колокольни, при сем искренно и единодушно желаем, чтобы и впредь означенный старатель не оставил храма нашего своим неусыпным о нём попечением в виду бедности и малонаселённости прихода нашего». Ниже следовали подписи прихожан.

В следующем  году П.Н. Дербенёв был награждён золотой медалью «За усердие» для ношения на Аннинской ленте, проявленное в службе на этой должности. В 1895 году на его средства для храма был приобретён колокол весом в 205 пудов (более трёх тонн!), в 1900-м – построена церковно-приходская школа. Должность церковного старосты в этом селе Павел Никанорович исполнял более 20 лет. Казанский храм был закрыт в середине 1930-х годов и сегодня стоит среди леса в запустении.

Однако, этим деятельность П.Н. Дербенёва на богоугодном поприще не ограничилась: в 1903 году он возглавил общество хоругвеносцев при Покровском соборе Иваново – Вознесенска, в котором на протяжении десятилетий после переезда Дербенёвых в Иваново-Вознесенск крестили, венчали и отпевали многочисленных представителей этого семейства. В 1907 году Павел Никанорович упоминается в качестве церковного старосты вновь открытого храма в Камешково. Церковь была построена на средства Товарищества мануфактур «Никанора Дербенёва сыновья» и освящена 12 ноября 1906 года, из средств предприятия выплачивалось жалование членам причта.

В 1890 году Дербенёвы купили у помещика князя Чернецкого имение в селе Великове на реке Тальше (ныне посёлок Краснознаменский Камешковского района). Первоначально на его территории предполагалось построить текстильную фабрику, однако, в виду малой площади, а главное – живописности окружающих мест и близости реки, было решено использовать имение в качестве загородной дачи. Иван Никанорович Дербенёв (старший брат Павла Никаноровича) был избран старостой великовского храма Грузинской иконы Божьей Матери. Как и Павел, Иван Никанорович за свою службу в 1901 году был удостоен золотой медали на Аннинской ленте. Сейчас храм стараниями его прихожан восстанавливается. И.Н. Дербенёву принадлежало также здание школы, попечительницей которой являлась его дочь Елена Ивановна.

Кроме Павла и Ивана Никаноровича должность церковного старосты в конце XIX века занимал их младший брат, подпоручик в отставке Ефим Никанорович Дербенёв в селе Петровском-на-Уводи (находится в Лежнёвском районе Ивановской области, примерно в 10 километрах от Вознесенья), а попечительницей местной школы – его жена Анна Фёдоровна. На средства Ефима Никаноровича в этом селе построена каменная часовня. Стоит добавить, что в 1910 году, через год после смерти Ефима Никаноровича, в Петровском Дербенёвы также построили текстильное предприятие, владельцами которого были вдова Ефима Никаноровича Анна Фёдоровна и Павел Никанорович. Троицкий храм в Петровском сохранился до наших дней и является действующим, а вот предприятие было разрушено.

Во Всехсвятском храме села Эдемского (Камешковский район) ту же должность и примерно в то же самое время занимал сын Александра Никаноровича (самого старшего из сыновей Никанора Тимофеевича) – Василий Александрович. В 1895 году на средства Ивана Никаноровича и Василия Александровича была проведена реставрация храма, о чём напоминает памятная доска на его стене, сохранившаяся до наших дней. Сменил Василия Александровича на этой должности двоюродный брат – Никанор Иванович Дербенёв (сын Ивана Никаноровича). В газете «Владимирские епархиальные ведомости» за 1912 год помещена статья, рассказывающая о торжественном освящении храма после проведённых работ по внутренней росписи. Украшение, реставрация иконостасов были осуществлены на средства Н.И. Дербенёва. Живописные работы производил  иконописец села Боголюбово А.И. Шорохов. Контроль за проводимыми работами в течение всего 1911 года осуществлял А.И. Самойлов, управляющий камешковской фабрикой, исполнявший также обязанности помощника церковного старосты. Торжественную церемонию проводил архиепископ Владимирский и Суздальский Николай. Значительность объёма проделанных работ подтверждает тот факт, что освящение храма архиепископом производилось как вновь отстроенного. Кроме реставрации храма на средства Дербенёвых в Эдемском в 1895 году построено двухэтажное кирпичное здание школы.

В заключение хотелось бы отметить, что, занимая должности церковных старост в общей сложности на протяжении нескольких десятилетий, многие представители династии Дербенёвых становились не только их попечителями, но и активными участниками общественной и религиозной жизни нашего края. И хотя данная деятельность  не приносила им коммерческой прибыли, очевидно, способствовала духовному оздоровлению людей, посещающих храмы, значительная часть которых трудилась на предприятиях, принадлежавших Дербенёвым, а кроме того повышала авторитет последних среди местного населения. При этом и сами фабриканты были религиозными людьми, сторонниками патриархальных отношений. Деятельность Дербенёвых на поприще церковного попечительства является, на наш взгляд, примером умелого сочетания успешного предпринимательства и меценатства. Во многом благодаря стараниям этих людей преображался и развивался наш край на рубеже XIX-XX веков.

 

  ….Размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она сохраняла то, что ее достойно.

 

                                                     Д.С. Лихачев

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*